Цель: привлечь учащихся школы к деятельности по сокращению потребления энергии в школе и дома.
Задачи:
1. Изучить уровень представлений учащихся о проблемах, связанных с энергопотреблением.
2. Распространить информацию о понятии «энергетического комфорта» среди всех школьников.
3. Организовать измерение учащимися температуры в кабинетах с помощью термометра.
№
|
Задание
|
Даты выполн.
|
Кол-во участн.
|
Целевые группы
|
Ответственный педагогический работник
|
Краткое описание выполнения задания (этапы)
|
Показатели, по которым оценивалось выполнение задания
|
1
|
2.2 Провести изучение расходования тепла в школе
|
март
2013г.
|
6
|
6 учащихся – 7 класса
|
Пилипчук Александр Николаевич
|
1.Измерение размеров окон и дверей.
2. Расчет теплопотерь.
3. Составление памятки «Энергетический комфорт».
|
Составили план – схему теплопотерь в школе и памятку «энергетического комфорта»
|
2
|
2.1 Провести изучение потребления элетроэнергии в школе
|
март - апрель
|
6
|
6 учащихся – 7 класса
|
Пилипчук Александр Николаевич
|
1. Расход электроэнергии в кабинете.
2. Расход в столовой.
3. Расход в подсобных помещениях.
4. Построение диаграммы.
|
1.Определилиосновное место расхода электроэнергии – столовая.
2.Составили план эффективного использования электроэнергии в столовой
3. План согласован с администрацией и вывешен в столовой и на стенде «Зеленая школа»
|
3
|
2.2 Провести изучение расходования тепла в школе
|
Октябрь – ноябрь 2015г
Декабрь 2015 – январь 2016г
Февраль
2016
|
10
10
10
|
7 класс
7 класс
7 класс
|
Пилипчук Александр Николаевич
Пилипчук Александр Николаевич
Пилипчук Александр
Николаевич
|
1.Сравнить теплопотери при использовании деревянных и пластиковых окон
2.Составить таблицу «Температурный режим в классах»
3.Провести анализ расходования тепла в школе.
4. Результаты в виде таблицы разместить о общедоступном месте
|
1.Сделана сравнительная характеристика тепломотерь при использовании окон из разных материалов.
2.Составили таблицу «Температурный режим в классах»
3.Провели анализ расходования тепла в школе.
4.Результаты работы размещены на стенде «Зеленые школы» и на сайте школы.
|
4
|
2.1 Провести изучение потребления элетроэнергии в школе
|
Апрель 2016
|
10
|
7 класс
|
Пилипчук Александр Николаевич
|
1.Составить памятку по сбережению электроэнергии
2.Организовать «Энергопатруль» в школе
|
1.Составили и разместили в кабинетах памятки по сбережению электроэнергии.
2.Организован «Энергопатруль» в школе.
|
5
|
2.5 Провести изучение расходования тепла дома.
|
февраль
2020г.
|
6
|
7 класс
|
Пилипчук Александр Николаевич
|
1.Измерение размеров окон и дверей.
2. Расчет теплопотерь.
3. Составление памятки «Энергетический комфорт».
|
Составили план – схему теплопотерь в доме и памятку «энергетического комфорта»
|

НОЯБРЬ 2020 г.
Мы разработали 10 советов для каждой семьи, чтобы снизить количество потребляемой энергии:
1 Покидая помещение, выключай свет
2 Выключай из розетки электроприборы.
3 Дольше используй естественное освещение.
4 Используй местное освещение.
5 При готовке закрывай посуду крышками.
6 Раз в месяц чисти чайник от накипи.
7 Используй одноразовые мешки в пылесосе.
8 Ставь холодильник подальше от газовой плиты и отопительных приборов.
9 Поставьте энергосберегающие лампы.
10 При покупке приборов обращайте внимание на класс их энергоэффективности.
Октябрь 2020г
ПРОВЕДЕНИЕ ИЗМЕРЕНИЙ расхода электроэнергии дома
Участвовало 5 учащихся 6 класса

Энергосбережение сентябрь 2020
23 сентября проведен тест с учащимися 6 класса на знание основ энергосбережения.

Сравнительная характеристика теплопотерь в начальных классах при использовании деревянных и пластиковых окон: изучение основных мест теплопотерь через окна с помощью горящей свечи. Методика расчета теплопотерь через окна и двери.
1 этап. Изучение основных мест теплопотерь через окна с помощью горящей свечи.
а) изучение нужно проводить в самый холодный месяц года или самый жаркий месяц, когда разница температур на улице и в помещении самая большая;
б) выявление основных мест теплопотерь осуществляется с помощью пламени свечи;
в) места теплопотерь разделяют на три группы:
1 группа - слабые теплопотери (небольшое отклонение пламени);
2 группа - средние теплопотери (сильное отклонение пламени);
3 группа – сильные теплопотери (свеча гаснет).
г) свечу подносят к разным участкам окна (середина стекла, места соприкасания стекла и рамы по всему периметру, места соприкасания рамы и стен по всему периметру;
д) разделяют места теплопотерь по трем группам и определяют способы устранения теплопотерь (клейка, замазка и т.д.);
е) составляется схематический план основных потерь тепла.
2 этап. Измерение температуры в классах с деревянными и пластиковыми окнами и занесение данных в таблицу, которая заполняется ежедневно в течение месяца.
Табл. 1. Данные измерения температуры в классах с деревянными и пластиковыми окнами.
День недели
|
Деревянные окна
|
Пластиковые окна
|
Понедельник
|
17°С
|
21°С
|
Вторник
|
18°С
|
22°С
|
Среда
|
18°С
|
22°С
|
Четверг
|
19°С
|
23°С
|
Пятница
|
18°С
|
21°С
|
Суббота
|
17°С
|
22°С
|
Правила для измерения температуры воздуха.
- Термометр для измерения температуры воздуха нужно установить так, чтобы исключалось воздействие на него солнечных лучей, сильнонагретых поверхностей (радиаторов отопления) и охлаждённых предметов.
- Термометры подвешивают на штативах, нельзя держать их в руках и близко наклоняться к ним.
- Отсчет и регистрация показателей термометра проводят через 10 минут после того как он был размещен в исследуемом месте.
- При определении температурного режима помещения температуру воздуха измеряют в горизонтальном и вертикальном направлениях.
Измерение температуры в горизонтальном направлении проводится в трёх точках по диагональному сечению класса от внешнего к внутреннему, или в девяти точках (по углам и посередине всех стен и в центре класса). В вертикальном направлении температуру определяют на уровне 0,1м, 1,0 м и 1,5 м от пола.
- Затем находят среднюю температуру по формуле: иокругляют до целых.
N – число измерений.
3 этап. Расчет теплопотерь через окна и двери
Теплопотери в помещении в основном зависят от трёх факторов:
1) разницы температур в помещении и на улице (чем выше разница, тем выше потери);
2) теплозащитных характеристик стен, окон, дверей, перекрытий, покрытий;
3) частоты проветривания помещения. Стены, окна, двери имеют определённое сопротивление утечкам тепла. Теплозащитные свойства материала оценивают сопротивлением теплопередачи.
Сопротивление теплопередачи покажет, какое количество теплоты просочится через 1м2 конструкции при заданном перепаде температур. Количество теплопотерь рассчитываем по формуле, где Q - это количество тепла которое уходит через 1м2 поверхности окна или двери. Это количество тепла измеряют в ваттах на квадратный метр (Вт/м2)
Т – это разница между температурой на улице и в комнате (°С)
Т = Тнар. – Твнутр.
R – это сопротивление теплопередачи. Измеряется в
Расчёт теплопотерь выполняется для самого холодного месяца, когда наблюдается самая морозная и ветреная погода.
Приведем пример для тепловых потерь обычного окна с двойными рамами.
Т=50°С; Тнар.= -30°С; Твнутр.= 20°С;
S – площадь окна, S=4,2м2
Пример для тепловых потерь пластикового окна.
Т=50°С;
S=4,2м2
Сравнивая расчёты, делаем вывод, что современные пластиковые окна дают возможность сократить теплопотери в 1,75 раза.
Акция «Час Земли»
28 марта 2020 года (с 20.30 до 21.30 по местному времени) в Беларуси в двенадцатый раз пройдёт глобальная акция «Час Земли», организуемая по всему миру Всемирным фондом дикой природы.




Февраль 2020 г.
ПАМЯТКА ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО КОМФОРТА
1.ТЕМПЕРАТУРА ВОЗДУХА 20С
2. ВЛАЖНОСТЬ ВОЗДУХА 60-70%
3. Подвижность воздуха от 0.1до0.15м/с
4. Освещенность на поверхности стола должна быть 300-500 люкс.
5. Рабочий стол и стул должны соответствовать возрасту учащегося

Отчет о проведении энергетического лото в школе в ноябре 2019 года.
ЦЕЛЬ - наладить тесное общение между участниками для знакомства с темой
ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ
ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ - АНКЕТА
ОТВЕТ ДА или НЕТ
ВОПРОСЫ
1 знаю 3 альтернативных источника энергии
2 расходую очень много энергии
3 закрываю дверь входя в дом
4 выключаю свет выходя из комнаты
5 знаю стоимость электроэнергии
6 уверен что от него что- то зависит
7 знаю где вырабатывается энергия
8 считаю что теплопотеря происходит через стены
9 заклеиваю окна в зимний период
10 верю что у нашей планеты есть позитивное будущее
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ
5 учащихся считают проблему актуальной.
4 заклеивают окна
7 знают альтернативные источники энергии
1 знает стоимость электроэнергии
5 выключают свет
4 считают что утечка тепла идет через стены.
ОТЧЕТ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ РАСЧЕТОВ ТЕПЛОПОТЕРЬ ЧЕРЕЗ ОКНА, ДВЕРИ И СТЕНЫ В КАБИНЕТЕ ФИЗИКИ
ЗА ЯНВАРЬ 2019 ГОДА
Окна: 2х2,2х2=8,4м2, 1х1,5х2=3м2
Площадь окон – 11,4м2
Теплопотери через окна составляет - 3 574Дж.
Двери: 2х1,2х2=4,8м2
Теплопотери через двери составляет - 12 385Дж.
Стены: 2х3,5х7=49м2, 2х3,5х5=35м2
Площадь стен – 84м2
Теплопотери через стены составляет – 3 275Дж.
Общие теплопотери через окна, стены и двери в кабинете физики – 19 234Дж.
Аудит электроэнергии в семье за ноябрь 2018 года.
ПРИБОРЫ
|
Мощность
Вт
|
Энергия
кВт\час
|
Стоимость
|
Холодильник
|
200
|
36
|
|
Телевизор
|
150
|
13
|
|
Стиральная машина
|
1200
|
12
|
|
Компьютер
|
1100
|
11
|
|
Пылесос
|
1000
|
5.2
|
|
Утюг
|
100
|
4
|
|
Лампочки
|
400
|
33
|
|
Общая
|
4150
|
114.2
|
13.7 р
|
Измерения расходов горячей воды
|
|
|
Душ
|
Кран 1
|
Кран 2
|
А
|
Сколько секунд нужно, чтобы набрать 10 л. воды
|
40
|
50
|
60
|
В
|
Расчет в литрах в минутах
|
15,15
|
12,04
|
10
|
С
|
Сколько минут в неделю используется кран?
|
15
|
30
|
35
|
D
|
Сколько литров воды используется в неделю?
|
227,25
|
360
|
350
|
E
|
Температура воды до нагревания
|
18
|
19
|
20
|
F
|
Температура горячей воды
|
48
|
50
|
55
|
G
|
Потребление горячей воды до введения мер по экономии
|
153
|
|
|
H
|
Предлагаемое потребление горячей воды после введения мер по экономии
|
120
|
|
|
I
|
Количество сбереженной воды
|
33
|
|
|
J
|
Разница температур между холодной и горячей водой
|
30оС
|
|
|
K
|
Количество сбереженной воды
|
120л
|
|
|
L
|
Экономия энергии в неделю в кВт/ч. (литр * оС *0,0011), где 0,0011 – фактор использованной при подсчетах, базируется на энергопотреблении воды, 4 200 Дж, переведенных в кВт/ч путем деления на 3 600 000
|
3,96 кВт/ч
|
|
|
Отчет по результатам изучения потребления электроэнергии
в школе в октябре 2018 года
Изучалось потребление электроэнергии лампами накаливания и энергосберегающими лампами Объектами энергообследования являются подсобные помещения, коридоры, столовая, спортзал, лестницы, учительская.
В таблице приведены результататы обследования
Место
|
Лестницы
|
Спортзал
|
Столовая
|
Коридоры
|
Учительская
|
Помещения
|
Кол-во
|
4
|
9
|
12
|
6
|
4
|
2
|
Мощность
|
60
|
100
|
60
|
60
|
60
|
40
|
Мощность
|
20
|
30
|
30
|
30
|
30
|
20
|
Время работы
|
1
|
5
|
4
|
1
|
1
|
1
|
Месяц кВт
|
7,2
|
135
|
86,4
|
10,8
|
14,4
|
2,4
|
Месяц кВт
|
2,4
|
40,5
|
43,662
|
5,4
|
7,2
|
1,2
|
ИЗУЧЕНИЕ ТЕМПЕРАТУРНОГО РЕЖИМА
В КАБИНЕТАХ в ˚С (январь 2018г.)
Кабинет
|
22.01
|
23.01
|
24.01
|
25.01
|
26.01
|
Физика
|
20
|
19
|
20
|
19
|
20
|
Русский язык
|
21
|
21
|
22
|
22
|
22
|
Математика
|
23
|
22
|
22
|
23
|
22
|
Химия
|
20
|
19
|
20
|
20
|
20
|
Белорусский язык
|
23
|
23
|
22
|
21
|
22
|
История
|
23
|
22
|
23
|
22
|
23
|
География
|
23
|
22
|
22
|
23
|
23
|
Спортивный зал
|
20
|
20
|
20
|
20
|
20
|
1 класс
|
23
|
22
|
23
|
23
|
23
|
2 класс
|
23
|
23
|
23
|
23
|
22
|
3 класс
|
23
|
22
|
22
|
23
|
23
|
4 класс
|
23
|
23
|
23
|
22
|
23
|
ИЗУЧЕНИЕ ТЕМПЕРАТУРНОГО РЕЖИМА
В КАБИНЕТАХ в ˚С (декабрь 2017г.)
Кабинет
|
18.12
|
19.12
|
20.12
|
21.12
|
22.12
|
Физика
|
18
|
17
|
18
|
17
|
18
|
Русский язык
|
22
|
21
|
18
|
20
|
20
|
Математика
|
20
|
20
|
19
|
20
|
20
|
Химия
|
18
|
17
|
18
|
17
|
18
|
Белорусский язык
|
20
|
20
|
19
|
18
|
20
|
История
|
22
|
21
|
21
|
20
|
19
|
География
|
22
|
21
|
21
|
21
|
20
|
Спортивный зал
|
17
|
18
|
17
|
18
|
18
|
1 класс
|
22
|
21
|
21
|
21
|
21
|
2 класс
|
22
|
21
|
21
|
21
|
22
|
3 класс
|
22
|
21
|
22
|
22
|
21
|
4 класс
|
22
|
21
|
20
|
22
|
22
|
ИЗУЧЕНИЕ ТЕМПЕРАТУРНОГО РЕЖИМА
В КАБИНЕТАХ в ˚С (ноябрь 2017г.)
Кабинет
|
20.11
|
21.11
|
22.11
|
23.11
|
24.11
|
Физика
|
18
|
17
|
19
|
18
|
18
|
Русский язык
|
20
|
20
|
19
|
19
|
20
|
Математика
|
18
|
18
|
19
|
19
|
18
|
Химия
|
17
|
18
|
18
|
17
|
18
|
Белорусский язык
|
19
|
18
|
17
|
18
|
18
|
История
|
20
|
19
|
20
|
19
|
19
|
География
|
20
|
20
|
20
|
21
|
21
|
Спортивный зал
|
17
|
18
|
18
|
17
|
17
|
1 класс
|
21
|
20
|
21
|
21
|
20
|
2 класс
|
20
|
21
|
20
|
20
|
20
|
3 класс
|
21
|
21
|
21
|
20
|
20
|
4 класс
|
21
|
20
|
20
|
21
|
21
|
АКЦИЯ ПО ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЮ
«Начни с самого себя или экономия в каждый дом».
Основная цель акции – привлечь внимание учащихся к вопросам энергосбережения. Пропаганда идей энергоэффективности.
Использование энергосберегающих лампочек и их преимущества перед лампами накаливания.
Демонстрация различных видов ламп.





Создана малая инициативная группа из учащихся 8 класса:
Петручик О., Левчук Н., Щербак Н., Хомук А., Сенчук А., Жигалюк К.
Цель: приобщить обучающихся, родителей, работников школы к рациональному энергопотреблению в школе и дома.
Задачи:
- изучить структуру энергопотребления в школе и дома;
- провести анализ ситуации по эффективности использования энергии в школе и составить план действий по сбережению тепла и электроэнергии в школе на год.
Энергетический паспорт моего дома
1) Расчет потребления электроэнергии на освещение дома
Комната Лампочки Мощность Время Энергия
1 1 40Вт 2ч 120Вт ч
2 3 40Вт 3ч 360Вт ч
3 2 40Вт 2ч 160Вт ч
4 1 60Вт 0,5 30Вт ч
5 4 40Вт 2ч 320Вт ч
Всего 11 990Вт ч
За неделю – 6930Вт ч
За месяц – 207900Вт ч
2) Разработана семейная памятка по рациональному использованию
электроэнергии
СЕМЕЙНАЯ ПАМЯТКА
1) Используйте естественное освещение
2) Выключайте свет , если в нем не нуждаетесь
3) Протирайте лампочки
4) Выключайте утюг за несколько минут до конца работы
5) Устанавливайте холодильник в прохладном месте
6) Используйте чайник без накипи
Энергообследование зданий учебных учреждений силами педагогов
и учащихся
Место
|
Лест-
ницы
|
Спорт-зал
|
Снаряд-ная
|
Пом. для пере-одевания
|
Столовая
|
Коридор второго этажа
|
Учитель-ская
|
N Количество ламп
|
4
|
9
|
1
|
2
|
12
|
6
|
4
|
Рн Мощность ламп накаливания, Вт
|
60
|
100
|
60
|
40
|
60
|
60
|
60
|
Рэ Мощность энергосберегающ. ламп, Вт
|
20
|
30
|
20
|
20
|
30
|
30
|
30
|
tВремя работы ламп
|
1
|
5
|
1
|
1
|
4
|
1
|
2
|
WHПотребление энергии лампами накаливания, кВт в месяц
|
7,2
|
135
|
1,8
|
2,4
|
86,4
|
10,8
|
14,4
|
Wэ Потребление энергии энаргосберегающ. лампами кВт в месяц
|
2,4
|
40,5
|
0,6
|
1,2
|
43,2
|
5,4
|
7,2
|
КН Цена электроэнергии на лампы накаливания в месяц
|
4320
|
441000
|
1080
|
1440
|
51840
|
6480
|
8640
|
Кэ Цена электроэнергии на энергосберегающ. лампы в месяц
|
1440
|
147000
|
360
|
720
|
25920
|
3240
|
4320
|
Сэ Цена на энергосберегающ. лампы, руб.
|
20000
80000
|
30000
270000
|
20000
20000
|
20000
40000
|
30000
360000
|
30000
180000
|
30000
120000
|
tOK Время окупаемости (месяцев)
|
27
|
10
|
27,7
|
35
|
14
|
35
|
30
|
Учащиеся 7 класса Петручик Олег, Хомук Артём и Левчук Анастасия в феврале 2017 года в учреждении образовании провели обследование электрооборудования.




Выводы и рекомендации
по результатам изучения потребления электроэнергии в школе
декабрь 2016 года.
В процессе изучения потребления электроэнергии учащиеся 7 класса выяснили, что «пожирателями» энергии в школе являются электроплиты, электрокотел, холодильники в столовой и осветительные установки.
Рекомендации по снижении электроэнергии в школе:
1. Ограничить время действия электроплит, электрокотла;
2. Не допускать горения лампочек на перерывах;
3. Максимально использовать естественное освещение.
Нерациональное использование электроэнергии приводит к перерасходу энергии почти на 750кВ/ч и съедает около 75 белорусских рублей. При этом в помещении выделяется много углекислого газа.
Энергетический комфорт
1. Условия комфортности.
Человек не испытывает перегрева или переохлаждения.
Температура в классе 21 – 23С
2. Относительная влажность воздуха в комнате должна составлять 40 – 60 процентов.
3. Подвижность воздуха в классе от 0,1 до 0,15 м/с.
4. Освещенность на поверхности стола в зоне размещения тетради или книги должна быть 300 – 500 люкс.
5. Рабочий стол и стул должны соответствовать возрасту учащегося.
Отчет по результатам изучения потребления электроэнергии в школе в октябре 2016 года
Выяснили что основную нагрузку несут приборы освещения и столовая.
Объектами энергообследования были классы, столовая и спортзал.
Учащимися изучены приборы потребляющие электроэнергию.
Сведения о мощности приборов в школе:
1 Лампы 36кВт -- 120
2 ЛАМПЫ 18кВт -- 180
3 КОМПЬЮТЕРЫ 7кВт -- 15
4 ТЕЛЕВИЗОР 03кВт
5 ЭЛЕКТРОПЛИТЫ 28кВт --2
6 ЭЛЕКТРОДУХОВОЙ ШКАФ 13кВт -- 2
7 ХОЛОДИЛЬНИКИ 9кВт --5
8 ЭЛЕКТРОМЯСОРУБКА 1кВт --1
9 ВОДОНАГРЕВАТЕЛИ 1кВт --2
10 ЭЛЕКТРОСКОВОРОДА 12кВт --1
ПАМЯТКА
по сбережению электроэнергии
1) Уходя-гасите свет
2)Выключайте электроприборы
3)Используй дневной свет



НАШ ЭНЕРГОПАТРУЛЬ
Дарчич Богдан,Куликова Евгения,Тышук Виталий,
Демьянюк Александр, Макурин Даниил.
Сравнительная характеристика теплопотерь в начальных классах
при использовании деревянных и пластиковых окон.
а) Изучение основных мест теплопотерь через окна с помощью горящей свечи
б) Температурный режим в классах.
День
недели
|
Деревянные окна |
Пластиковые окна |
Пн |
17ᵒС |
21ᵒС |
Вт |
18ᵒС |
22ᵒС |
Ср |
18ᵒС |
22ᵒС |
Чт |
19ᵒС |
23ᵒС |
Пт |
18ᵒС |
21ᵒС |
Сб |
17ᵒС |
22ᵒС |
Подготовлен анализ расходования тепла в школе:
1) Определены основные места потери тепла.
2) Составлен схематический план основных потерь тепла.
3) Информация о расходования тепла в школе собрана учениками 7 класса (Дарчич Б., Макурин Д., Куликова Е., Демьянюк А.) 20.10.15
4) Разработаны карточки потребления тепла в кабинетах и подсобных помещениях.
5) Проведен анализ результатов изучения потребления тепла в школе.
6) Выявлены основные помещения потерь тепла (спортзал, столовая, учебные мастерские, кабинет физики, белорусского языка).
Расчет теплопотерь
1.Измерение размеров окон и дверей.
2. Расчет теплопотерь.
3. Составление памятки «Энергетический комфорт».


