Биоразнообразие - Акцябрская сярэдняя школа
Памер шрыфту
A- A+
Iнтэрвал памiж лiтарамі
Каляровая схема
A A A A
Дадаткова

Биоразнообразие

Цель: Поиск, определение и наблюдение за объектами дикой природы на территории
           вокруг школы, а также пришкольной территории.
           Отражение полученных знаний в образовательном процессе учащихся.
Задача: Активное вовлечение учеников в выполнение заданий по разделу
              «Биоразнообразие на пришкольной территории»
              Наблюдение за природными объектами на пришкольной и прилегающей
              к школе территории.
              Подготовка наглядных информационных материалов (фотографии , рисунки) .

План работы

по направлению «Биоразнообразие»

на 2024 год.

Месяц

                               Название задания

Ответственный

педагог

Январь

 

1.7 Изготовить и разместить кормушки для птиц, организовать регулярную подкормку птиц.

Губенский С.В.

 

Февраль

 

1.7 Изготовить и разместить кормушки для птиц, организовать регулярную подкормку птиц.

Губенский С.В.

 

Март

 

 

1.8. Создать и разместить на пришкольной территории, прилегающей к школе, искусственные гнездовья для птиц, убежища для летучих мышей.

Губенский С.В.

 

 

Апрель

 

 

1.9 Создать и разместить на пришкольной территории или территории прилегающей к школе, убежища для беспозвоночных животных.

Губенский С.В.

 

 

Май

 

1.1 Изучить видовое разнообразие дикорастущих травянистых растений на пришкольной территории.

Губенский С.В.

 

Сентябрь

 

1.4 Изучить разнообразие птиц на пришкольной территории.

Губенский С.В.

 

Октябрь

 

 

1.3 Изучить разнообразие аборигенных и интродуцированных деревьев и кустарников на пришкольной территории.

Губенский С.В.

 

 

Ноябрь

 

 

1.6 Провести анализ ситуации по биоразнообразию на пришкольной территории, и разработать план действий на три года по увеличению биоразнообразия.

Губенский С.В.

 

 

Декабрь

1.6 Провести анализ ситуации по биоразнообразию на пришкольной территории, и разработать план действий на три года по увеличению биоразнообразия.

Губенский С.В.

 
Задание
Даты
выполнения
Кол - во
участников
Целевые
группы
Ответственный
педагогический
работник
Краткое описание
выполнения задания
(этапы)
Показатели, по
которым
оценивалось
выполнение
задания
1
1.1
Изучить видовое разнообразие дикорастущих травянистых растений на пришкольной территории
Апрель –июнь 2013 г.
10
6 класс
Губенский С.В.
1.Территорию школы разделили на участки (южная часть от стадиона, северная, западная, сад) для исследования.
2.Каждая группа
учащихся провела
исследование своего
участка.
3.После завершения
исследования каждой группой своего участка был составлен
общий план территории.
4.Изучили видовое
разнообразие
дикорастущих
травянистых растений.
5.Определили видовую принадлежность растений.
6.Обозначили на картосхеме местонахождение растений.
1. Создана и размещена в школе картосхема пришкольной территории.
2. На картосхеме обозначено 12 видов травянистых растений.
3.Размещены изображения травянистых растений на стенде «Зеленая школа»
4.Информация размещена в он-лайн базе
florafauna.by
2
1.8
Создать и разместить на пришкольной территории искусственные гнездовья для птиц, убежища для летучих мышей
18-28.03
2013 г
08-15.04
2013 г
8
9
8 класс
6 класс
Губенский С.В.
1.На уроках технического труда учащиеся по схемам изготовили искусственные гнездовья для птиц (синичники) и убежища для летучих мышей.
2. Повесили синичники на южной и юго-западной части пришкольной территории, убежища для летучих мышей на северо-восточной части территории.
3. Отметили на картосхеме расположение искусственных гнездовий.
1.Составлен отчет о изготовленных 6 гнездовий для птиц и 2 убежищ для летучих мышей
2.Размещение отмечено на картосхеме пришкольной территории.
3.Отчет и фотографии размещены на сайте учреждения образования.
3
1.12 Организовать посадку местных видов растений и кустарников, создать на пришкольной территории «дикий луг» с целью увеличения разнообразия птиц и насекомых
Апрель – май
2013 г
8
11
класс
Губенский С.В.
1.Определили с учащимися подходящий участок для создания на пришкольной территории «дикого луга».
2.Согласовали план территории «дикий луг» с администрацией школы.
3Сделали фотографии «дикого луга», чтобы в дальнейшем изучать и анализировать динамику развития данной экосистемы.
4.Нанесли на картосхему «дикий луг».
1.Создан «дикий луг» площадью
30 м2
2. Сделана таблица – указатель «дикий луг»
3. Сделаны фотографии и размещены на сайте школы.
4. Отмечено на картосхеме.
4
1.3 Изучить разнообразие аборигенных и интродуцированных деревьев и кустарников на пришкольной территории
Май - июнь
2013 г
9
6 класс
Губенский С.В.
1.Изучили разнообразие аборигенных деревьев и кустарников на пришкольной территории.
2.Сфотографировали растения.
3. Определили видовую принадлежность растений с помощью определителя «Растения и животные. Руководство для натуралиста»
4.На картосхеме обозначили местонахождение деревьев и кустарников.
1.На картосхеме пришкольной территории обозначено местонахождение всех аборигенных видов растений и кустарников.
2. Размещены изображения деревьев и кустарников на стенде «Зеленая школа»
На сайте размещена информация о результатах изучения деревьев и кустарников.
3.Информация занесена в он-
лайн базу
florafauna.by
5
1.7
Изучить и разместить кормушки для птиц, организовать регуля-
рную подкормку птиц
Декабрь
2014г.-
январь
2015г.
16
7 класс
8 класс
Губенский С.В.
1.На уроках технического труда учащиеся по технологическим картам изготовили кормушки.
2.Повесили кормушки на пришкольной территории в саду.
3.Организовали регулярную подкормку птиц.
4.Организовали наблюдение за птицами, которые прилетают на кормушки.
5.Составили отчет о количестве и разнообразии птиц прилетающих на кормушки и разместили на сайте
школы.
1.Составлен отчет об изготовленных кормушках.
2.Повесили кормушки в школьном саду.
3.Организована регулярная подкормка птиц учащимися школы.
4.Организовано наблюдение за птицами
5.Составлен отчет и размещен на сайте школы.
6
1.9
Создать и разместить на пришкольной территории или
территории,
прилегающей к школе, убежища для беспозвоночных животных
Май
2015
16
7-8
классы
Губенский С.В.
1.Сформировали группу для создания убежищ для беспозвоночных животных на пришкольной территории.
2.Ознакомили участников группы с видами убежищ для беспозвоночных животных
3.Определили места, где будут созданы убежища
1.Сформирована
группа учащихся
2.Участники группы ознакомлены с различными видами убежищ
3. Определены места на пришкольной территории для создания убежищ.
7
1.10 Создать и разместить на пришкольной территории «Клумбу для бабочек»

Май -

август

2015 

15

8 класс

9 класс

Губенский С.В.

1.Определить месторасположение клумбы для бабочек.

2.Создать «Клумбу для бабочек» площадью 5 кв. метров.

3.Отметить на картосхеме местонахождение клумбы

4.Фотографии разместить на сайте школы.

1.Определили месторасположение клумбы для бабочек

2.Создали «Клумбу для бабочек»

3.Отметили на картосхеме местонахождение клумбы

4.Фотографии разместили на сайте школы.

8
1.9 Создать и разместить на пришкольной территории убежища для беспозвоночных животных

Ноябрь -

декабрь

2015

15

8 класс

9 класс

Губенский С.В.

1.Изготовить убежища для беспозвоночных животных

2.Составить отчет о количестве изготовленных убежищ 

3.Разместить на пришкольной территории убежища для беспозвоночных животных.

4.Информацию и фотографии разместить на сайте школы

1.Изготовили убежища для беспозвоночных животных

2.Составили отчет о количестве изготовленных убежищ

3.Разместили на пришкольной территории убежища для беспозвоночных животных.

4.Информацию и фотографии разместили на сайте школы.

9

1.7 Изготовить и разместить кормушки для птиц, организовать регулярную подкормку птиц

Декабрь 2015

Январь

2016

Февраль

2016

15

8 класс

9 класс

Губенский С.В.

1.Изготовить  кормушки для птиц

2.Организовать подкормку птиц

3.Разместить фотографии на сайте школы

1.Изготовили кормушки для птиц

2.Организовали подкормку птиц, в которой принимают участие учащиеся школы.

3.Фотографии разместили на сайте школы.

10

1.8 Создать и разместить на пришкольной территории искусственные гнездовья для птиц, убежища для летучих мышей

Февраль

2016

Март

2016

15

8 класс

9 класс

Губенский С.В.

1.Изготовить на уроках тех.труда синичники, убежища для летучих мышей

2.Разместить на пришкольной территории искусственные гнездовья для птиц, убежища для летучих мышей

1.Изготовили шесть искусственных гнездовий для птиц и три убежища для летучих мышей.

2.Разместили на пришкольной территории искусственные гнездовья для птиц и убежища для летучих мышей.

3.Фотографии размещены на сайте школы.

11

1.1. Изучить видовое разнообразие дикорастущих травянистых растений на пришкольной территории

июль – октябрь

2016

24

8, 9 классы

Губенский С. В. 

1.Создать целевую группу из учащихся 8, 9 классов

2. Изучить видовое разнообразие травянистых растений.

3.На картосхеме пришкольной территории обозначить местонахождение травянистых растений.

4.Разместить изображения травянистых растений на стенде рядом с картосхемой

1.Создана целевая группа из учащихся 8,9 классов

2.Изучили видовое разнообразие травянистых растений пришкольной территории.

3.На картосхеме обозначили местонахождение травянистых растений.

4.Разместили изображения травянистых растений рядом с картосхемой пришкольной территории

12

1.7. Изготовить и разместить кормуши для птиц, организовать регулярную подкормку птиц

Ноябрь- декабрь

2016

Январь

2017

24

8 – 9 классы

Губенский С. В.

1. Изготовить  кормушки для птиц

2. Организовать подкормку птиц

3. Разместить фотографии на сайте школы

1. На уроках технического труда изготовили

кормушки для птиц

2. Организовали подкормку птиц, в которой принимают участие учащиеся школы.

3. Фотографии разместили на сайте школы.

4.Регулярная подкормка птиц

13

1.8. 

Создать и разместить на пришкольной территории искусственные гнездовья для птиц, убежища для летучих мышей

Февраль

- Март

2017

24

8 – 9

классы

Губенский С. В.

1.Изготовить на уроках тех.труда синичники, скворечники и убежища для летучих мышей

2.Разместить на пришкольной территории искусственные гнездовья для птиц, убежища для летучих мышей

1.Изготовили четыре скворечника, три синичника и три убежища для летучих мышей.

2.Разместили на пришкольной территории искусственные гнездовья для птиц и убежища для летучих мышей.

3.Фотографии размещены на сайте школы.

14

1.1 

Изучить видовое разнообразие дикорастущих травянистых растений на пришкольной территории

Апрель

2017

24

8, 9 классы

Губенский С. В. 

1. Изучить видовое разнообразие травянистых растений.

1.Изучили видовое разнообразие травянистых растений пришкольной территории.

15

1.2

Изучить изменчивость видового разнообразия дикорастущих травянистых растений в различных условиях произрастания на пришкольной территории, используя квадратную рамку со стороной в 1 м.

Сентябрь – октябрь

2017

Ноябрь

2017

18

6, 7, 8

классы

Губенский С. В.

1.Создать целевую группу из учащихся 6,7,8 классов.

2. Произвести качественный и количественный анализ растений, произрастающих в различных условиях.

3.Составить отчет о результатах изучения разнообразия травянистых растений.

1.Создали целевую группу учащихся 6,7,8 классов.

 2.Провели качественный и количественный анализ растений, произрастающих в различных условиях на пришкольной территории.

3.Составили отчет о результатах изучения разнообразия травянистых растений.

16

1.7

Изготовить и разместить кормушки для птиц, организовать регулярную подкормку птиц

Декабрь

2017 – январь 2018

Февраль

2018

18

6 – 8

классы

Губенский С. В.

1.Изготовить и отремонтировать кормушки для птиц

2.Организовать подкормку птиц

3.Разместить фотографии на сайте школы

1.На уроках технического труда изготовили и отремонтировали

кормушки для птиц

2.Организовали подкормку птиц, в которой приняли участие учащиеся школы.

3.Фотографии разместили на сайте школы.

4.Производится регулярная подкормка птиц.

17

1.8. 

Создать и разместить на пришкольной территории искусственные гнездовья для птиц, убежища для летучих мышей

Март

2018

18

6, 7, 8

классы

Губенский С. В.

1. Изготовить на уроках тех. труда синичники, скворечники и убежища для летучих мышей.

2. Разместить на пришкольной территории искусственные гнездовья для птиц, убежища для летучих мышей.

 

1. Изготовили два скворечника, пять синичников и два убежища для летучих мышей.

2. Разместили на пришкольной территории искусственные гнездовья для птиц и убежища для летучих мышей.

3. Фотографии размещены на сайте школы.

18

1.1.

Изучить видовое разнообразие дикорастущих травянистых растений на пришкольной территории

Апрель

2018

18

6 – 8

классы

Губенский С.В.

1. Изучить видовое разнообразие травянистых растений.

1.Изучили видовое разнообразие травянистых растений пришкольной территории.

19

1.2.

Изучить изменчивость видового разнообразия дикорастущих травянистых растений в различных условиях произрастания на пришкольной территории, используя квадратную рамку со стороной в 1 м.

Сентябрь

2018

Октябрь

2018

Ноябрь

2018

16

7 – 8

классы

Губенский С. В.

1.Создать целевую группу из учащихся 7 – 8

классов.

2. Произвести качественный и количественный анализ растений, произрастающих в различных условиях.

3.Составить отчет о результатах изучения разнообразия травянистых растений, произрастающих в различных условиях.

4.Составить таблицу «Травянистые растения школы»

1.Создали целевую группу учащихся

7 – 8 классов.

2.Провели качественный и количественный анализ растений, произрастающих в различных условиях на пришкольной территории.

3.Составили отчет о результатах изучения разнообразия травянистых растений, произрастающих в различных условиях

4.Составили таблицу «Травянистые растения школы»

20

1.7.

Изготовить и разместить кормуши для птиц, организовать регулярную подкормку птиц

Декабрь

2018

Январь

2019

16

7 – 8

классы

Учащиеся школы

Губенский С. В. 

Губенский С. В. 

1.Изготовить и отремонтировать кормушки для птиц

2.Организовать подкормку птиц

 

2.Организовать

подкормку птиц

1.На уроках технического труда

с уч-ся 7 и 8 кл.

произвели ремонт и

изготовили кормушки для птиц

2.Организовали подкормку птиц, в которой приняли участие учащиеся школы.

2.Организовали подкормку птиц, в которой приняли участие учащиеся школы.

21

1.8. Создать и разместить на пришкольной территории искусственные гнездовья для птиц, убежища для летучих мышей

Февраль

Март

2019

Апрель

2019

Май

2019 г. 

16

7 – 8

классы

Губенский С. В. 

1. Изготовить на уроках тех.труда синичники и убежища для летучих мышей.

2. Разместить на пришкольной территории искусственные гнездовья для птиц(синичники), убежища для летучих мышей.

3. На картосхеме разместить, где размещены искусственные гнездовья для птиц.

4. Разместить на пришкольной территории искусственные гнездовья для птиц, убежища для летучих мышей.

1. Изготовили четыре синичника и два убежища для летучих мышей.

2. Разместили на пришкольной территории искусственные гнездовья для птиц

(синичники) и убежища для летучих мышей.

3. На картосхеме школы размещены искусственные гнездовья для птиц.

4. Разместили на пришкольной территории искусственные гнездовья для птиц и убежища для летучих мышей.

5.Фотографии размещены на сайте школы.

 

22

1.7. Изготовить и разместить кормуши для птиц, организовать регулярную подкормку птиц

Ноябрь

2019 г.

Январь

2020 г

15

7 – 8

классы

Губенский С. В. 

1.Изготовить и отремонтировать кормушки для птиц

2. Проводить регулярную подкормку птиц

1.На уроках технического труда

с уч- ся 7 и 8 кл.

произвели ремонт и

изготовили кормушки для птиц.

2. Проводили регулярную подкормку птиц.

23

1.8. 

Создать и разместить на пришкольной территории искусственные гнездовья для птиц, убежища для летучих мышей

Февраль

2020 г.

Март

2020

Апрель

2020

15

15

15

7 – 8

классы

7 – 8

классы

7 – 8

классы

Губенский С. В.

Губенский С. В.

Губенский С. В.

1.Изготовить на уроках технического труда

искусственные гнездовья для птиц(синичники) и убежища для летучих мышей.

2.Разместить на пришкольной территории синичники и убежища для летучих мышей

3.На картосхеме пришкольной территории разместить , где размещены искусственные гнездовья для птиц

1.Изготовили три убежища для летучих мышей и три синичника. Отремонтировали два синичника.

2.С учащимися разместили на деревьях синичники и убежища для летучих мышей.

3.Разместили на картосхеме пришкольной территории места искусственных гнездовий для птиц и убежищ для летучих мышей.

24

1.2.

Изучить изменчивость видового разнообразия дикорастущих травянистых растений в различных условиях произрастания на пришкольной территории, используя квадратную рамку со стороной в 1 м.

Сентябрь - ноябрь

2020

25

7 – 8 классы

Губенский С. В.

1.Создать целевую группу учащихся (7 – 8 классы).

2.Ознакомить учащихся с задачами и целями работы по проекту «Зеленые школы»

3. Произвести качественный и количественный анализ растений, произрастающих в различных условиях.

1.Создали целевую группу учащихся 7 – 8 классов.

2.Ознакомили учащихся с целями и задачами проекта «Зеленые школы»

3. Провели качественный и количественный анализ растений, произрастающих в различных условиях

4. Разместили фотографии на сайте школы

25

1.7. Изготовить и разместить кормуши для птиц, организовать регулярную подкормку птиц.

Декабрь

2020

- февраль

2021 г.

25

7,8,9

классы

Губенский С.В.

1.На уроках технического труда с учащимися 9 класса изготовить кормушки и провести подкормку птиц.

2.Произвести подкормку птиц и составить памятку как правильно подкармливать птиц.

1.На уроках технического труда с учащимися 9 класса изготовили кормушки и провели подкормку птиц с учащимися 8 -9 класса. Информация размещена на сайте школы.

2.Провели подкормку птиц и составили памятку. 3.Информация размещена на сайте школы.

26

1.8. Создать и разместить на пришкольной территории искусственные гнездовья для птиц, убежища для летучих мышей

Март

2021 г.

25

7,8,9

классы

Губенский С.В.

1.Изготовить на уроках технического труда

искусственные гнездовья для птиц (синичники) и убежища для летучих мышей.

1.Изготовили три синичника.

2. Информация размещена на сайте школы.

27

1.1. 

Изучить видовое разнообразие дикорастущих травянистых растений на пришкольной территории

Апрель

2021

Май

2021

12

20

7 класс

8,10

классы

Губенский С.В.

1. Изучить видовое разнообразие травянистых растений.

2. На картосхеме пришкольной территории обозначить местонахождение травянистых растений.

 

1.Изучили видовое разнообразие травянистых растений пришкольной территории.

2. На картосхеме обозначили местонахождение травянистых растений.

28

1.5.

Изучить разнообразие насекомых на пришкольной территории 

Сентябрь 2021 –

Ноябрь

2021

15

8, 9

классы

Губенский С.В.

1.Создать инициативную группу уч-ся.

2.Изучить насекомых.

3.Сфотографировать и определить видовую принадлежность насекомых.

1.Создали инициативную группу.

2.Изучили насекомых.

3.Сфотографировали определили видовую принадлежность насекомых.

29

1.7

Изготовить и разместить кормушки для птиц, организовать регулярную подкормку птиц.

Декабрь -

Январь

2022

8

6,8

классы

Губенский С.В.

1.На уроках технического труда с учащимися 6, 8 классов изготовить кормушки.

2.Разместить кормушки для птиц и организовать подкормку.

1.На уроках технического труда с учащимися 6, 8 классов изготовили кормушки.

2.Разместили кормушки на пришкольной территории и организовали подкормку

Март 2024

Учащиеся Октябрьской средней школы приняли активное участие в акции «Поддержим птиц».

https://docs.google.com/presentation/d/1N_dhCXw6tEcY7mgXquZTT5PJ8M7DcBmd/edit#slide=id.p1

Февраль 2024

По разделу «Биоразнообразие» с учащимися изучили особенности фенологических явлений в природе у растений.

В результате тёплого февраля с его высокими среднесуточными температурами и отсутствием снежного покрова проявляется активность у рыжих лесных муравьёв. На деревьях начали набухать почки.

Учащиеся сделали выводы, что эти природные явления свидетельствуют о мягкой зиме и раннем приходе весны.

Январь 2024

Зимой птицам очень трудно добывать корм. Учащиеся нашей школы ежедневно проверяют кормушки и при необходимости добавляют корм.

Декабрь 2023

Инициативная группа по «Биоразнообразию» и учащиеся нашей школы приняли участие в акции «Поддержим птиц». На пришкольной территории были размещены кормушки для птиц. Учащиеся подкармливают птиц и следят за состоянием птичьих столовых.

Ноябрь 2023

Биоразнообразие пришкольной территории.

Изучая пришкольную территорию учащиеся обнаружили следы деятельности бобров на Королевском канале.

Бобр речной  принадлежит к семейству бобровых отряда грызунов. Бобр, принадлежащий к роду Castor, - один из самых крупных грызунов. У взрослых самцов длина туловища достигает 75 – 95 см, длина хвоста 30 см, высота в плечах столько же, масса 20 – 30 кг.  Бобры прекрасно приспособлены для жизни в воде и у воды. Они умеют глубоко нырять и способны долго не показываться на поверхности. У этих животных так устроены губы, что позволяет грызть в воде и не захлебываться. Нос и уши, чтоб в них не попала вода, прочно запираются особыми мускулами. Между пальцами задних ног у бобра имеются перепонки, помогающие плавать, а плоский и широкий хвост – вообще универсальный инструмент. Это и руль, это и сигнальное приспособление – при опасности бобры хлопают хвостом по воде, как бы предупреждая этим звуком остальных. Хвост служит бобру и «стулом»: подгрызая дерево, бобр упирается в ствол передними ногами, а сидит на хвосте.

Бобры не впадают в зимнюю спячку, поэтому, чтобы зимой не голодать, они в зависимости от величины семьи, заготавливают кубометров 20-30 или 60-70 древесины. Заготовить столько древесины бобрам не так уж трудно. Дерево толщиной в 5-7 сантиметров они «спиливают» за две минуты, толщиной в 30- 40 сантиметров – за 15 минут. При необходимости бобр может свалить дерево толщиной в метр. Поваленное дерево аккуратно разделывает – распиливает на чурбаки, обгрызает ветки. Часть коры обгладывает тут же, остальное оставляет про запас.

Населяет бобры берега небольших водоёмов, медленно текущих речек, озёр, прудов, водохранилищ, ирригационных каналов и карьеров. Живёт поодиночке или семьями. Полная семья состоит из пары взрослых и молодых прошлого и текущего годов. Норы сложного строения, входные отверстия всегда под водой. Питается корой и тонкими ветками деревьев, предпочитая осину, иву, берёзу, водными и прибрежными травянистыми растениями. Осенью валит деревья, подгрызая их у основания ствола, отделяет ветки, разделяет ствол на части. Осину диаметром 5-7 см бобр валит в течение 2 мин. Части дерева сносит к реке, для чего роет каналы длиной в сотни метров, шириной до 0,5 м и глубиной до 1 м, На зиму запасает ветви и корневища, притапливая их в воде у жилища. Активен ночью, в сумеречные утренние и вечерние часы.

Бобры живут только в чистой воде. Это однозначный вывод экологов. 

Октябрь 2023

А вот интересно как же готовятся к зиме растения?

Растениям до наступления холодов нужно накопить запас питательных веществ, которых бы хватило на всю долгую зиму. Процесс накопления у них происходит в конце лета. Но как растения знают, что пора запасать питательные вещества? Они определяют смену сезонов по длительности дня. В конце лета дни уже стают намного короче и растения начинают уменьшать выработку зеленого вещества – хлорофилла.  Именно это вещество придает листочкам зеленого насыщенного цвета.  И через эти же листья растения теряют воду – она испаряется во время их роста.  Зимой им негде брать влагу, так как вода в холода превращается или в лёд или в снег.  Поэтому, чтобы сохранить баланс жидкости — растения сбрасывают их на зиму.

Осенний листопад – очень красивое зрелище. Перед тем как упасть с дерева, листья меняют свою окраску. Это происходит потому, что хлорофилла в листья становится меньше, он активно разрушается под действием солнечного света, и тогда зелени в цвете листьев становится меньше. В это время на цвет листа влияют другие активные вещества – ксантофилл, каротин и антоциан. После красочного листопада рост деревьев прекращается.

Сентябрь 2023

Занятие инициативной группы 10 класса по направлению «Биоразнообразие». Информирование учащихся о необходимости изучения видового разнообразия растений и животных природного окружения пришкольной территории и способов его сохранения и увеличения.

 Список учащихся:

  1. Грицук Милана.
  2. Дорош Виктория.
  3. Зазонюк Вероника.
  4. Левчук Роман.
  5. Онищук Максим.
  6. Працук Карина.
  7. Ревотюк Владислав.
  8. Семенюк Анастасия.
  9. Юзипчук Пётр.

Май 2023

С учащимися инициативной группы изучили видовое разнообразие дикорастущих травянистых растений на пришкольной территории. Изучили антропогенное воздействие на участки пришкольной территории.

Март 2023

На пришкольной территории с учащимися были размещены синичники.

Февраль 2023

Познакомились с особенностями жизнедеятельности живых организмов зимой. Рассмотрели силуэты деревьев, кору и почки деревьев и кустарников. Проанализировали состояние зимовки растений.

Январь 2023

С учащимися 9 класса на уроках технического труда изготовили искусственные гнездовья для птиц – синичники.

Синичник – это искусственное гнездовье в виде вертикального ящика с летком размером 2,5-3,5 см. Синичник внешне похож на традиционный скворечник – искусственное гнездовье для скворцов, но гораздо меньших размеров. Часто в синичниках поселяются и другие виды птиц, например – мухоловки-пеструшки, если домик был вывешен на открытом хорошо освещенном месте.

Зачем нужно делать синичники

Синицы устраивают свои гнезда и выводят потомство только в дуплах и в виду недостатка дупел поселяются в пустотах естественного и антропогенного происхождения. Поставщиками дупел для синиц является малый пестрый дятел, реже другие виды. В одном дупле дятел выводит потомство только один раз. Затем оставляет его и устраивает новое. В старых дуплах дятлов поселяются различные виды синиц. В результате санитарных рубок в лесных массивах и работ по благоустройству в населенных пунктах, старые и дуплистые деревья уничтожаются в первую очередь. При недостатке естественных дупел синицы, живущие в населенных пунктах, гнездятся иногда в самых неподходящих для них местах. Их гнезда находили в металлических и бетонных столбах, почтовых ящиках, щелях зданий и др. Развешивая синичники, мы предлагаем синицам гораздо более удобные места гнездования, компенсируя недостаток естественных дупел. В искусственных гнездовьях, развешенных в населенных пунктах, охотно гнездятся большие синицы и лазоревки.

В синичниках гнездятся в ос­новном  насекомоядные птицы, питающиеся различными вредными насекомыми, их личин­ками, куколками и яйцами. Привлечение этих птиц приносит большую пользу в борьбе с вре­дителями. Для обеспече­ния защиты зелёных насаждений от вредных насекомых, рекомендуется развешивать больше синичников.

Декабрь 2022

С учащимися 5, 7 классов развесили на пришкольной территории кормушки и произвели подкормку птиц.


Ноябрь 2022

В учебных мастерских с учащимися 7 класса изготовили кормушки для птиц.

Октябрь 2022

Изучение беспозвоночных животных на пришкольной территории.

Сентябрь 2022

Занятие инициативной группы по направлению «Биоразнообразие»

Информирование учащихся о необходимости изучения биоразнообразия

Май 2022

Изучили биоразнообразие насекомых, которые обитают на пришкольной территории. Из наблюдений пришли к выводу, что этой весной очень много хруща майского (майский жук).

Справочный материал.

Практически повсюду, где обитает майский хрущ, в популяциях складываются годы с преобладающим летом, так называемые, колена. В районах, где популяции хруща относительно однородны, преобладающие колена и летные годы не меняются длительное время. Их легко предсказать. Жуки аберрации Rex развиваются по 5-и летнему циклу, а жуки - nigripes – по 4-х-летнему. Иными словами, массовые вылеты первых происходят каждый пятый год, а вторых – каждый четвертый. Конечно же, не все особи придерживаются столь жесткого «режима»: каждый год из почвы вылетает какая-та часть жуков. Однако массовый лет происходит по точно обозначенному режиму. Потому и бывают трех или четырехлетние перерывы, когда мы практически не встречаем майских жуков.

Апрель 2022

С учащимися 6 класса ознакомились с весенними явлениями в жизни растений на пришкольной территории. 

Март 2022

Изучение видового биоразнообразия деревьев на пришкольной территории.

По разделу «Биоразнообразие» с учащимися изучали особенности фенологических явлений в природе у растений в феврале 2022 года.

Январь 2022 год

С учащимися 6 класса на территории школы разместили кормушки и организовали подкормку птиц.

Декабрь 2021 года.

Изготовление кормушек для птиц.

Сентябрь – Ноябрь 2021г.

Учащиеся инициативной группы направления «Биоразнообразие» изучили видовое разнообразие насекомых в окрестностях школы. Ребята изучили внешнее строение насекомых, сфотографировали и определили виды насекомых

1. Осиновый листоед

2. Шмель луговой

3. Мягкотелка рыжая

4. Кузька садовый

5. Хрущ майский западный


6. Коровка семиточечная


7. Стрекоза Бронзовая бабка


8. Кузнечик зеленый

Май 2021

Изучение видового разнообразия дикорастущих травянистых растений на пришкольной территории.

Апрель 2021 год

 С учащимися 7 класса начали изучать видовое разнообразие дикорастущих травянистых растений. Первыми нам встретились первоцветы – ветреница дубравная. Изучили как изменяется жизнь растений весной.

Март 2021 год

На уроках технического труда с учащимися 8 класса изготовили синичники.

Январь – Февраль 2021 год

Чем можно подкармливать птиц?

Их подкармливают семенами подсолнечника и тыквы (не жареными), кусочками несоленого сала и мяса, различными жирами - маргарином, маслом. Охотно кушают синицы и крошки хлеба (черный ржаной давать нельзя). Лучше использовать измельченный черствый хлеб. Свежий на холоде замерзает и птицы не смогут с ним ничего сделать.

НЕЛЬЗЯ ПОДКАРМЛИВАТЬ!

Жареные и солёные семечки, солёное сало, соленые орешки, чипсы, пшено, чёрный хлеб и испорченные продукты с неприятным запахом или наличием плесени.

Январь 2021 год

В рамках акции «Поддержим птиц!» с учащимися 8 класса провели подкормку птиц. Учащиеся с удовольствием приняли активное участие в мероприятии. Периодически проверяются кормушки и по необходимости добавляются корма.

Декабрь 2020 г.

На уроке технического труда учащиеся 9 класса изготавливают кормушки для птиц.

Ноябрь 2020 г.

Задание 1.2

Изменчивость видового разнообразия дикорастущих травянистых растений

  

Октябрь, 2020 год.

В сентябре – октябре 2020 года с учащимися 7 – 8 классов на пришкольной территории были исследованы и описаны виды травянистых растений в различных условиях произрастания. Произвели количественный и качественный анализ растений произрастающих в различных условиях на пришкольной территории, в том числе с постоянным антропогенным воздействием методом «Дикий квадрат».

В ходе исследования выяснилось, что растения испытывают антропогенную нагрузку (сорный тип растительности).

Травянистые растения пришкольной территории, 2020 год

Семейство

Вид растения

Семейство

Крестоцветные

Пастушья сумка

Семейство

Бобовые

Клевер луговой, клевер ползучий, донник белый, горошек мышиный, дербенник иволистный, чина луговая.

Семейство

Сложноцветные

Бодяк обыкновенный, ромашка продырявленная, одуванчик лекарственный, мать-и-мачеха обыкновенная, ястребиночка обыкновенная, тысячелистник обыкновенный, полынь горькая, цикорий обыкновенный, пижма обыкновенная.

Семейство

Розоцветные

Земляника лесная, лапчатка гусиная.

Семейство

Лютиковые

Лютик едкий

Семейство

Маковые

Чистотел большой

Семейство

Норичниковые

Вероника длиннолистая, вероника дубравная

Семейство

Подорожниковые

Подорожник большой, подорожник ланцетовидный

Семейство

Злаковые

Ежа сборная, овсяница луговая, тимофеевка луговая, мятлик луговой, плевел многолетний, пырей ползучий.

Семейство

Вьюнковые

Вьюнок полевой

Семейство

Толстянковые

Очиток едкий

Семейство

Зверобойные

Зверобой продырявленный

Семейство

Гвоздичные

Дрёма белая

Семейство

Крапивные

Крапива двудомная

Вывод:

На пришкольной территории обнаружены 35 видов травянистых растений. Наиболее многочисленными являются растения семейств: Бобовых, Сложноцветных и Злаковых.

Среди изученных растений обнаружено большое количество медоносных растений.

Температуры Апреля и Мая были ниже климатической нормы на 3 – 7 градусов, что сказалось на сроках вегетационного периода дикорастущих растений.

Январь 2020г.

В рамках акции «Поддержим птиц» с учащимися 7 класса произвели подкормку птиц. Учащиеся с удовольствием приняли активное участие в мероприятии.

Декабрь 2019 г.

На уроках технического труда учащиеся 7 класса разработали модели и изготовили кормушки для подкормки птиц.


                                             Подкормка птиц 2019

В рамках программы «Зелёные школы» учащиеся школы проводят регулярную подкормку птиц на пришкольной территории.

  Травянистые растения школы

2018 год

Семейство

Вид растений

Семейство

Бобовые

 

Клевер луговой, клевер ползучий, донник белый, горошек мышиный, дербенник иволистный, чина луговая.

 

Семейство

Сложноцветные

 

 

Бодяк обыкновенный, ромашка продырявленная, пижма обыкновенная, одуванчик лекарственный, мать-и-мачеха обыкновенная, ястребиночка обыкновенная, тысячелистник обыкновенный, полынь горькая, цикорий обыкновенный.

 

Семейство

Розоцветные

 

Земляника лесная, лапчатка гусиная.

 

 

Семейство

Лютиковые

 

Лютик едкий

 

 

Семейство

Маковые

 

Семейство

Норичниковые

 

Чистотел большой

 

 

Вероника длиннолистая, вероника дубравная

 

 

Семейство

Подорожниковые

 

Подорожник большой, подорожник ланцетовидный

 

 

Семейство

Крестоцветные

 

Пастушья сумка

 

 

Семейство

Злаковые

Ежа сборная, пырей ползучий, овсяница луговая, тимофеевка луговая, мятлик луговой, плевел многолетний.

 

Семейство

Вьюнковые

 

 

Вьюнок полевой.

 

 

Семейство

Толстянковые

 

Очиток едкий

 

 

Семейство

Зверобойные

 

Семейство

Гвоздичные

 

Семейство

Крапивные

Зверобой продырявленный

 

 

Дрёма белая

 

 

Крапива двудомная

 Вывод:

На пришкольной территории обнаружены 35 видов травянистых растений. Наиболее многочисленными являются растения семейств: Бобовых, Сложноцветных и Злаковых.

Среди изученных растений обнаружено большое количество медоносных растений.

Апрель 2018 год

Изучение видового разнообразия дикорастущих растений на пришкольной территории с учащимися 7 класса.

Декабрь 2017г. – январь 2018г.

На уроках технического труда изготовили кормушки. С учащимися 8 класса разместили кормушки на пришкольной территории.

Травянистые растения пришкольной территории

2017 год

Семейство

Вид растений

Семейство

Бобовые

 

Клевер луговой, клевер ползучий, донник белый, горошек мышиный, дербенник иволистный, чина луговая.

 

Семейство

Сложноцветные

 

 

Бодяк обыкновенный, ромашка продырявленная, пижма обыкновенная, одуванчик лекарственный, мать-и-мачеха обыкновенная, ястребиночка обыкновенная, тысячелистник обыкновенный, полынь горькая, цикорий обыкновенный.

 

Семейство

Розоцветные

 

Земляника лесная, лапчатка гусиная.

 

 

Семейство

Лютиковые

 

Лютик едкий

 

 

Семейство

Маковые

 

Семейство

Норичниковые

 

Чистотел большой

 

 

Вероника длиннолистая, вероника дубравная

 

 

Семейство

Подорожниковые

 

Подорожник большой

 

 

Семейство

Крестоцветные

 

Пастушья сумка

 

 

Семейство

Злаковые

Ежа сборная, пырей ползучий, овсяница луговая, тимофеевка луговая, мятлик луговой, плевел многолетний.

 

Семейство

Вьюнковые

 

 

Вьюнок полевой.

 

 

Семейство

Толстянковые

 

Очиток едкий

 

 

Семейство

Зверобойные

 

Семейство

Гвоздичные

 

Семейство

Крапивные

Зверобой продырявленный

 

 

Дрёма белая

 

 

Крапива двудомная

 Вывод:

На территории нашей школы обнаружены 34 вида травянистых растений. Наиболее многочисленными являются растения семейств: Бобовых, Сложноцветных и Злаковых.

Среди изученных растений обнаружено большое количество медоносных растений.

Сорные растения свидетельствуют о антропогенном давлении на исследуемую территорию.

Февраль 2017 года

Зимняя подкормка птиц с учащимися 6 класса

В январе 2017 года учащимися 8 класса ГУО «Октябрьский детский сад – средняя школа» были изготовлены кормушки для птиц и размещены на пришкольной территории.

Июль – Август  2016 года

Изучение видового разнообразия дикорастущих травянистых растений на пришкольной территории с целевой группой учащихся 8 – 9 классов.

Клумба "Бабочка"

Картосхема пришкольной территории

Месторасположение «Дикого луга»

«Дикий луг» площадь 30 кв.м.

 

Изображения видов растений

   
Виды травянистых растений пришкольной территории
Виды деревьев и кустарников пришкольной территории

 Изготовление гнездовий

1. На уроках технического труда учащиеся по схемам изготовили искусственные гнездовья для птиц (синичники) и убежища для летучих мышей.
2. Повесили синичники на южной и юго-западной части пришкольной территории, убежища для летучих мышей на северо-восточной части территории.
3. Отметили на картосхеме расположение искусственных гнездовий.